Искусство в IT-технологиях...

Шалимова Людмила Алексеевна. Феномен цвета в культуре рекламы, 2007

Тождество цветовой символики у архаичных народов позволяет трактовать цветовую триаду как архетип культуры.

Символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в различных культурах и исторически является следующим этапом развития цветового символизма, Однако нельзя забывать, что выяснение первичной семантики первобытного общества затрудняется отсутствием фактического материала, тем более, что производство и использование красителей первоначально было связано не с хозяйственными нуждами людей, область применения искусственных красителей была невелика.
Предметы архаической культуры, имеющие окраску, вообще не имеют хозяйственного назначения; и цвет, и красители, как материальное выражение цвета, имеют непосредственное отношение только к преодоленному комплексу ритуальных действий и мифологических представлений. Цветовая символика, как символическая система, оперирующая цветами для передачи определенного комплекса
Измайловых, и др. Семантическое пространство цветовых названий//Вестник МГУ. Сер14. Психология, 1992,№1,с.З-14.
Тернер, В. Проблема в цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндем-бу) // Семиотика и иску сетном етрия, M., \972, с.50-81.
3 Пятосина, Н. Подмосковный бизон каменного века //Известия. 2003, №192, 18окх, с,3,
4 Абрамова, 3,А, Древние формы изобразительною искусства. М, 1972, с. 10-
61
информации, является компонент материально-духовной культуры общества, а именно, мифологической культуры. Можно попытаться реконструировать комплекс представлений, лежащих в основе возникновения цветовой символики. Особенно значимой может быть маркерная функция цветовой символики. Иными словами, как бы подчеркивает культурное пространство коллектива. Цветовая маркировка жизненного (культурного) пространства является многоуровневой системой. Первоначально цветовая символика обозначает обитаемое пространство. Это бинарная система дня-ночи, неба-земли; затем маркируются наиболее приметные черты ланд-шафта, имеющие специфическую цветовую окраску: сочетание цветов как часть изображения являлось обозначением жизненного пространства, причем пространства синкретичного, соединяющего в себе как реальное, так и мифологическое пространство1.
Более того, это обозначение и границ этого пространства. Такая маркировка могла обозначать также границы мифологического пространства. Известно, что архаичные культуры отождествляют жизненное пространство племени с мифологическим пространством, структура жизненного пространства соответствует структуре мифологического и практически обе структуры сливаются. Соотношение жизненного, культурного и мифологического пространства лишь подтверждает, что ранний, мифологический тип мышления синкретичен2.
В данном случае происходит разграничение своего пространства различных сообществ. Однако хроматическая маркировка могла распространяться и на внутреннее пространство коллектива.
Цвет структурировал не только внешне, но и внутренне, социальное пространство, и можно предположить, что цветовая символика имела огромное значение в культуре общества.
Иначе нельзя объяснить тот факт, что спутником любых пограничных, или переходных ситуаций в жизни человека был именно цвет. К таким ситуациям можно отнести рождение,
Куценков. ПА Начало, Очерки истории первобытного и традиционного искусства. М,, 2001» с.71. Для австралийских аборигенов наскальная живопись-документ на право владения землей // Курьер Юнеско. 1998, апрель, с,21-22.
62 инициацию, вступление в брак, рождение ребенка, смерть; использование цветовой символики в этих ситуациях указывает на то, что она структури-рует внутреннее пространство общества. По мере развития человеческого общества, цвет становится структурирующим фактором человеческого коллектива в целом и его структурных подсистем, таких как родовая, се-мейная ,
предыдущий следующий
= К содержанию =


Тождество цветовой символики у архаичных народов позволяет трактовать цветовую триаду как архетип культуры. - релевантная информация:

  1. Художественный образ
    цветового решения не будут заметны, так же как и подробности, детали в рисунке. Яркость и сочность цвета, точность и ясность текста должны захватить зрителя сразу. Фигуры людей на плакате делают крупными, рисунок - четким, контурным» , - писал замечательный художник Б.Иогансон. В этом отношении показательно творчество русского художника второй половины XX века Константина Васильева. Его силой
  2. 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
    цветовые впечатления — французским» . Этот вывод дает возможность считать французов людьми очень чувствительными к цвету. Это доказывается не только изучением французского языка, где обозначение цвета отличается большой метафоричностью, может участвовать в характеристике непосредственной окраски предмета, его фактуры, также как быть названием разных человеческих эмоций, степенью их интенсивности,
  3. В предыдущих параграфах речь шла о том воздействии цвета на че-ловеческий организм и человеческую ментальность,
    цветового символизма, с древности до наших дней играющих важнейшую роль в реализации общественных связей и отношений как на уровне социальных структур и институтов, так и на уровне личности. Эти цветовые системы -часть современной цивилизованной жизни, ее наиболее яркая и эйфорическая составляющая компонента . Чувство цвета в культуре столь же исторично, как и человеческая чувственность вообще.
  4. Дальнейшее развитие цветовой символики связано с тем» что бинарная ахроматическая оппозиция белый цвет - черный цвет, трансформируется в хроматическую тренарную оппозицию.
    тождествить мир с очагом, то дым символизирует - верх, небо, белый цвет, огонь - середину, центр, красный участок спектра, уголь - низ, черный цвет, подземный мир. Цветовое структурирование мира в дальнейшем переносится на образцы сверхъестественных существ, локализованных в пространстве. Вертикальная модель мира, построенная на тернарной оппозиции, струк-турирует уже собственно культурное
  5. Цветовой символ в древнем обществе прежде всего устанавливал тип определенного поведения и формировал определенную картину мира.
    цветовая триада недостаточна» Поэтому эти культуры оперируют четырех* или пятичлен-ными цветовыми системами. Однако в наиболее традиционных сферах человеческой жизни продолжают функционировать цветовые триады . В древнем Китае пять основных цветов передавали оптимальное количество информации о мире, богах, социуме, человеке. Религиозные представления древнего Китая широко использовали цветовую
  6. Согласно Декарту , эстетический опыт берет начало из ощущения. Ощущение вызывает возбуждение нервов.
    тождество и различие, отношение, совместное существование или необходимая связь, а так же реальное существование двух идей. Первый тип отражает восприятие идеи совместно с идеей, отрицающей первую. Так, восприятие идеи «красного» происходит одновременно с восприятием идеи «белого», как Гоббс Т. Левиафан.- с. 13. 2 Descartes. (Euvres philosophiques. - Paris : Classiques GARNIER, 1997. — 856p. з
  7. Рассмотрение восприятия художественного произведения вообще, и цвета в нем в частности , не может обойтись без знакомства с данными истории и культуры.
    цветовой символике различных культур, можно увидеть, что цвета у разных народов имеют разное, подчас противоречивое, значение2. При исследовании цветов, которые имели символическое значение, чаше всего рассматривают шесть основных: красный, черный, белый, желтый, синий и зеленый. В культуре индейцев майя, ацтеков и инков Гегель Эстетика в 4-х томах. - т.1, с. 40. 2 Копалинский В. Словарь
  8. Заключение к первой главе.
    цветовой символики различных культур, процесс восприятия цвета предстает как сложный и многоплановый. Философами это явление рассматривается в абстрактных понятиях, как, например, в концепциях Демокрита, Платона, Августина Блаженного, Канта, Ницше, Сартра, Гартмана. Так же существуют теории, в которых процесс восприятия цвета предстает, прежде всего, как физиологическое ощущение W' -
  9. 2.4. Общность физиологической реакции на цвет и цветовых предпочтений среди больших культурных групп.
    цветового предпочтения включает несколько аспектов. Согласно Арнхейму, цветовое предпочтение связано с социальным и личностным фактором1. Здесь он указывает влияние пола человека, темперамента, нравов и обычаев культуры, которой принадлежит зритель. Гете также отмечал, что дикари, некультурные народы и дети имеют склонность к желто-красному, пестроте и ярким цветам2. Французы, согласно
  10. Цветолечение, или хромотерапия
    цветов на организм и нервную систему человека можно сказать следующее: красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя -охлаждающе. Синяя сокращает артерии, вызывая повышение кровяного давления, «тонизируя кровь», синий также анестезирует и имеет хороший эффект при заболеваниях кожи. Зеленый снижает давление и действует ус-покаивающе и гипнотически на нервную систему. Его хорошо