Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

В начале нашего исследования следует эксплицировать представления о цвете как предмете познания в различных теориях.

Определений того, «что такое цвет» существует множество - в рамках различных познавательных деятельностей феномен цвета получает многочисленные трактовки. Представляется, что бессистемное рассмотрение представлений о цвете по принципу «этот сказал то, а другой сказал то-то и т.д.», хотя и способно создать определенную панораму «точек зрений», но не будет способствовать имманентной установке теоретико-философского познания к поиску «единства во множестве», установлению общих оснований различных воззрений.
Соответственно, не имеет особой познавательно-исследовательской ценности и простое перечисление существующих дефиниций цвета по форме «цвет - это ...». Ведь любая дефиниция понятия «цвет», во-первых, возможна лишь в связи с другими категориями и понятиями в рамках данной теории (зачастую, несущей на себе яркий отпечаток ее автора), во-вторых, представляет собой не только систему «готовых» знаний, но и процесс их получения - методологию.
Поэтому, экспликация представлений о цвете предполагает не «пересказ» различных точек зрений, а реконструирующую исследовательскую деятельность, направленную на нахождение общих оснований различных воззрений на цвет. Для этого нам необходимо в самом начале нашего исследования «надеть» своеобразные исследовательские «очки», которые бы позволили нам «навести на резкость» наше стремление к
1 Для примера, попробуйте понять смысл двух «итоговых» авторских дефиниций понятия «цвет», который дает Н, В. Серов в своей работе «С вето цветовая терапия» (2001); «Цвет -это идеальное (психическое), связанное с материальным (физическим и/или физиологическим) через эмоции как их характеристическое отношение» [129, с, 16]; «цвет - это потенциальная модель информационных систем» [129, с. 230]. Если эти определения были бы загадкой в кроссворде, думается, что правильный ответ смог бы угадать только один человек (кто бы это мог быть, догадаться несложно).
15
обобщенному видению существующих представлений о цвете. Как представляется, в роли таких «очков» может выступить понятие «парадигма», введенное в философию и методологию науки в XX веке Томасом Куном в его работе «Структура научных революций» [80]. Данное понятие прочно вошло в научный обиход, явившись в рамках современной философии науки продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска. Вместе с тем, это понятие до сих пор не получило точного значения.
В самом общем виде под «парадигмой» (греч. paradeigma - пример, образец) можно понимать совокупность предпосылок, определяющих процесс познания и его результат (знание), признанных в качестве эталонов сообществом исследователей на данном историческом этапе. Задавая определенное «видение» предмета исследования, парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников данной парадигмы; одновременно парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем, образцы решения исследовательских задач. Понятие «парадигма» тесно связано с понятием научного сообщества: парадигма — то, что принимается научным сообществом; научное сообщество — сообщество ученых, принимающих одну парадигму. В целом же, парадигма служит основой определенной познавательной традиции.
В силу многозначности термина «парадигма», представляется необходимым дать его «рабочее» определение для нашего исследования. Под «парадигмой познания цвета» мы будем понимать совокупность исходных онтологических (что познается), методологических (как познается), аксиологических (для чего познается) предпосылок (допущений, принципов, «презумпций»), определяющих процесс познания цвета и задающих определенную эталонную направленность («рамки», «матрицу») его понимания.
16
Как представляется, парадигмальная реконструкция сформулированных в истории человеческой мысли представлений о цвете позволяет выявить три основных парадигмы познания цвета, которые можно обозначить как «метафизическую», «естественнонаучную» и «гуманитарную».
Эти парадигмы располагаются в исторической последовательности, соответствуя становлению различных исторических традиций познавательной деятельности - философии, естествознания и гуманитаристики.
предыдущий следующий
= К содержанию =


В начале нашего исследования следует эксплицировать представления о цвете как предмете познания в различных теориях. - релевантная информация:

  1. §1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете
    начале XXI века в различных сферах социальной жизни происходят трансформации глобального масштаба. Эти сферы связываются в единую систему благодаря деятельности особого рода, основанной на формах коммуникаций, цель которых - создание совместного результата, рассматриваемого как одно из условий жизнедеятельности системы в целом. Признаки коммуникативной деятельности становятся присущими все
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    начале работы мы поставили целью проведение философского анализа феномена цвета в контексте бытия человека, мотивировав актуальность подобного исследования отсутствием специально-тематических исследований интересующего нас предмета в философском дискурсе. В первой главе работы мы, используя метод парадигмального анализа, реконструировали феномен цвета как предмета познания в истории человеческой
  3. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    начало и причина, несущая в себе свернуто и абсолютно как причина все, что она дает своему следствию» [93,46-47]. Как отмечает С.И.Орехов, анализируя Канта, Лейбница, Гегеля, в Новое время «происходит насыщение содержания понятия за счет дистинкций, трудноуловимых различий, интерпретаций, но все в пределах классической философии.. В основном сохраняются стандартные значения: virtus — это
  4. 1.1. Информационное общество и его особенности
    начале 60-х годов фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао, авторами, получившими широкую известность своими исследованиями динамики развитая наукоемких производств". Подробнее, см.: Mack?up F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962; Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A R?trospective View. Newbury Parle - L., 1993;
  5. 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
    начале XX века с появлением нового живописного направления — супрематизма. Его создатель К. Малевич написал множество деклараций, манифестов и статей, в которых он обосновывает Цит. по книге: Вальтер И.Ф. Пабло Пикассо. Гений столетия. — М.:Арт-родник/ Taschen, 2002. - с. 15. 106 свое искусство . В процессе своего творческого пути этот художник увлекался разными направлениями живописи:
  6. ГЛАВА 1. Проблема смыслового восприятия текстовой информации
    начало техничнее, а субстанциальное -культурнее, но одно немыслимо без другого. Процессуальное более рефлективно по своей сути, а субстанциальное отличается понятностью, и только их сб&тансированное сочетание в пространстве понимания художественного текста может способствовать не только культурному освоению его содержательности, но и адекватному освоению мира культуры, существенной частью
  7. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    начально употребляться компьютерной индустрией в контексте игровых программ и учебных материалов, где участие пользователя является базовой и неотъемлемой функцией всего рабочего процесса. Это отразилось, в частности, на различных педагогических исследованиях, в которых интерактивность стала рассматриваться как «возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему
  8. 3.2.1. Виртуальная реальность погружения (иммерсивная виртуальная реальность)
    начал воспринимать реальную автотрассу как реальность игры и, соответственно, вести себя по правилам тех самых компьютерных гонок. К счастью для окружающих, это состояние продолжалось недолго - около тридцати секунд. По его собственному признанию, он не понял, в какой момент произошел переход между реальностями «туда», но возвращение произошло, когда увидел специфической российский знак «Берегите
  9. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    начально, т.е. с самого начала развития Сети [58]. Мы уже обращали внимание на синонимизацию понятий «виртуальная реальность» и «киберпространство». Так и М.М.Кузнецов 105 отмечает, что понятие виртуальной реальности было расширено по сравнению с изначальным и стало применяться для обозначения мира сетей: «В то время, как первоначально - процесс интеграции человеческой особи в измерение
  10. 1.3.Рекламный текст: проблема восприятия и динамика смыслопорождения
    начально рекламное воздействие сводилось лишь к расхваливанию торговцем своего товара. Постепенно в рекламе появилось апеллирование к логике потребителя, рациональное разъяснение причин, по которым следует купить именно этот товар. В рекламных сообщениях начинают доминировать эксплуатационные характеристики товара (надёжность, уникальные свойства, долгий срок эксплуатации и т.д.). Всё чаще и чаще