Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Начало полагания смыслового единства цвета необходимо искать в бытии самого вопрошающего:

ведь именно для вопрошающего цвет есть. Основанием полагания единства цвета является непосредственный опыт полагания вопрошающим собственного смыслового единства: Я еемь. «Когда я вопрошаю бытие некоего сущего, - пишет Э.
Корет, - в то же время я знаю, что я вопрошаю, что я сам "еемь" как вопрошающий, который полагает или может полагать этот акт вопрошания (или знания и воления), что я, следовательно, еемь не только исток этого вопрошания (субъект в исполнении), но я сам еемь и тождественное основание полагания других актов (субъект сам по себе). Я знаю о самом себе, принимая во внимание бытие. Знание о себе исполняется лишь в знании о другом. Однако знание о другом содержит как свое условие знание о самом себе» [75, с. 23].
Таким образом, условием вопрошания смысла бытия цвета является самотождественность бытия самого вопрошающего. Вопрос в том, что оптического полагание «Я есть», уступает место онтологическому полаганию «Я есть нечто». Под этим «нечто» вопрошающий определяет свою сущность, свое так-бытие, свою «чтойность» посредством самотождествления. Вопрошание бытия цвета возможно лишь на основе предпонимания вопрошающего своего собственного бытия. «Рефлексируя над своим «Я», -пишет У. С. Вильдаиов, - т.е. осуществляя себя одновременно и в качестве
92
объекта, и в качестве субъекта мысли, конституируя себя собственной мыслью, мыслитель тем самым формирует определенные образы «Я», он создает "Я"-концепцшо и идентифицируется с ней» [26, с. 7].
Самоотождествлепие вопрошающего есть основа направленности акта вопрошания как познающего искания, настроенности вопрошающего. «Философия, - утверждает М. Хайдеггер, - всегда осуществляется в некоем фундаментальном настроении.
Философское схватывание коренится в захваченности, а эта последняя - в фундаментальном настроении» [158, с. 332].
Можно выделить два варианта самоидентификации или ищущей настроенности бытия вопрошающего: когнитивистскую и
нонкогнитивистскую. Когнитивистская настроенность вопрошающего означает самополагание себя как мыслящего субъекта познания в системе отношений «субъект познания - объект познания», т.е. предполагает первичность познающего мышления как для самоотождественности вопрошающего, так и для тождественности предмета вопрошания («декартовский» вариант: «ego cogito, ergo, sum», т.е. я есть мыслящий субъект познания). Нонкогнитивистская настроенность означает самополагание себя как переживающего существа, «бытие-в-мире», Dasain (М.
Хайдеггер), экзистенциального субъекта жизни, в системе отношения «я-в-мире», т.е. предполагает первичность экзистенциально-онтического переживания, проживания для самоотождественности вопрошающего (хайдеггеровский вариант: «ego sum, ergo, cogito», т.е. я есть экзистенция, переживание, живущее существо).
Соответственно можно определить два различных смысла концепта «феномен цвета» - когнитивистский и нонкогнитивистский. При этом обнаруживается, что основные парадигмы познания цвета - метафизическая, естественнонаучная и гуманитарная - могут быть объединены под общим
93
«знаменателем» когнитивистской традиции вопрошания или копштивистской метадигмы .
предыдущий следующий
= К содержанию =


Начало полагания смыслового единства цвета необходимо искать в бытии самого вопрошающего: - релевантная информация:

  1. «Опрашиваемое»: вот-бытие (естьность) цвета.
    единстве различных, многообразно-единичных «здесь и сейчас» переживаний. В первичном вот-бытии цвета сознание выходит в неизвестное, т.е. трансцендирует за рамки наличности, «данности» вот-переживаний цвета в их вневременное единство - непосредственно не переживаемое, но интуитивно созерцаемое в переживании («краснота вообще», «белизна вообще» и т.д.). На различие между переживанием цвета (как
  2. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    начало. Здесь более уместно говорить об интерактивности, об активном коммуникативном начале всего человечества. Однако интерактивность Интернета - это наша, человеческая интерактивность. Кроме того, ведущие разговор на уровне таких метафор не учитывают следующего: «чтобы говорить об Интернете, как о мировом мозге, необходимо, с одной стороны, всю человеческую культуру разместить в Интернете, а с
  3. Прежде, чем приступить к попытке разработки основфеноменологической онтологии цвета необходимо сделать некоторые предварительные истолкования по поводу самого термина «феноменологическая онтология».
    единства сущего, впервые возникает специфически философская направленность миросозерцания [71, с.11]. С. Л. Франк читал, что, «всякая философия - хочет ли она того или нет - по существу не может быть ничем иным, как онтологией» [153, с. 429]. Н. Гартман отмечал: «Теоретическое мышление, не являющееся в своей основе онтологическим, ни в какой форме не существует и невозможно. По-видимому, в том
  4. Вопрос есть начало человеческого бытия, «человека вопрошающего».
    смыслового «происхождения» вопроса. Вместе с тем, это принципиальный момент. Как отмечал А. Ф. Лосев, «всякий вопрос уже.предполагает свое "происхождение". Кроме того, ставя вопрос, смысловое происхождение тут же и решает его или, по крайней мере, ведет к решению» [90, с.
  5. Рассмотрим подробнее эти структурные элементы.
    цвета. Всякое вопрошание есть искание. Всякое искание имеет заранее свою направленность от «искомого». Что же является «искомым» в вопросе «что есть цвет?» с онтологической точки зрения? Для прояснения этого момента возьмем за отправную точку 75 мысль М. Хайдеггера: «Спрашивание есть познающее искание сущего в факте и такости его бытия» [158, с. 5]. Итак, прежде всего «искомым» в вопрошании о
  6. В онтологическом контексте вопрос о бытии цвета есть вопрос о смысле бытия феномена цвета. «Данность» цвета в непосредственном переживании - это первое, что имеется у вопрошающего:
    цвета, т.е. смысл бытия феномена - задача вопрошания. Задаваясь вопросом о смысле бытия феномена цвета, необходимо начать с самого понимания того, что мы подразумеваем под словом «смысл». По своему значению «смысл» есть нечто, существующее «для нас», точнее для нас или для чего-то, нам подобного, будь это лишь некий постулируемый логический субъект; «Смысл (Sinn), взятый в себе, - пишет Н.
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    смыслов и т.п.). В противовес этому в феноменологически-нонкогнитивистской настроенности вопрошающего смысл бытия феномена цвета есть непосредственно самообнаруживающаяся в переживании данность первичного зрительного опыта, «само-по-себе-себя-показывающее» бытие, целостно схваченный в интуитивном созерцании поток зрительных переживаний; феномен цвета не предполагает позади себя существование
  8. 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
    началом: знанием, смыслом, целью, эмоцией и пр. Именно в виртуальном потоке сознание, охватывающее бесчисленные смыслы и образы виртуальной реальности, соединяет их в единое целое - виртуальную реальность [136,125-127]. Представляется целесообразным сопоставить вышеизложенным образом обозначенную виртуальную реальность и мир Третий Карла Поппера - мир когнитивных моделей, абстрактных понятий и
  9. §1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете
    начало моего бесконечно занятого телефона, бессонных ночей, проблем со здоровьем, это начало моей совершенно иной жизни ©. ОрепWWW открыл мне этот суровый мир... ОрепWWW Парадокс... С Днем Рождения, любимый ОрепWWW»1 Выбор определенной степени обобщения жанровых признаков обусловил наличие у некоторых жанров ряда конкретных разновидностей. Так, например, в зависимости от тематики выделяются
  10. Согласно Декарту , эстетический опыт берет начало из ощущения. Ощущение вызывает возбуждение нервов.
    цвета может попутно восприниматься идеи густоты, гладкости краски. Последний тип соответствия-несоответствия - реальное существование идеи вне ума характерен, согласно Локку, идеи существования Бога. Познание может быть трех видов. Интуитивное познание, при котором восприятие идей происходит посредством интуиции как непосредственное созерцание умом соответствия или несоответствия идей или их