Искусство в IT-технологиях...

Исаев Александр Аркадьевич. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007

Прежде всего, феноменология восприятия цвета не укладывается в рамки физико-физиологической модели:

существуют факты, мешающие прямо соотнести определенную область спектра с определенным цветом. Хотя по интервалу, занимаемому излучением, цвет можно указать вполне однозначно, обратное утверждение верно не всегда: «В общем случае видимое тождество световых пучков не гарантирует их тождества по спектральному составу» [167, с.
5]. Об этом же говорит третий закон цветового синтеза Г. Гроссмана (закон аддитивности): цвет смеси излучений зависит только от их цветов, но не от спектрального состава, т.е. видимый цвет есть результат смешения видимых цветов, и только. В результате «для специалиста, использующего или воспроизводящего цвет, безразличен спектральный состав света, отражаемого образцом» [167, с. 5]. То есть теория входит в противоречие с практикой: физическо-физиологическая концепция практически бесполезна даже для колориметрии, основанной на положениях классической психофизики. Так, рассматривая возникающие в мозгу образы, П. Колере пишет: «Фактически та же самая [цветовая - И. А.] "картина" может возникнуть при полном отсутствии светового раздражения, как, например, в сновидениях и грезах (перцептивный опыт во время сна, по-видимому, столь же действен, как и при реакции зрительной системы на световые сигналы). Иначе говоря, световые лучи, сфокусированные в глазу, не представляют собой ни достаточного, ни даже необходимого условия зрительного восприятия; это всего лишь наиболее изученное условие» [74, с. 19]. Ньютоновская теория не способна объяснить и такие известные феномены восприятия как «замыкание» цветового спектра в круг и наличие «неспектральных» цветов: пурпурного и коричневого, ни, тем более, связи цветов с эмоциями.
47
В естественнонаучной парадигме при познании феномена цвета мысль исследователя движется в рамках исходной онтологической схемы «материальный мир - организм человека», в которой «материальный мир» сводится до объекта познания, а человек до субъекта познания, отражающего воздействия объективного мира.
При этом бытие человека низводится до уровня «организмного» его существования как представителя биологического вида. В этой схеме нет места ценностно-смысловым пластам существования человека, душевно-духовным феноменам его бытия. Цвет в такой схеме понимается как природный, естественный, «вещный» феномен, лишенный ценностно-смысловых значений: нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, какой смысл и значение вкладывается художником с помощью цветовой гаммы, ни физиологию, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и естественнонаучную психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес.
Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение, колометрия и т.д.). Как справедливо отмечал И. Иттен, «современный интерес к цвету почти целиком носит визуально-материальный характер и игнорирует смысловые и духовные переживания. Это поверхностная, внешняя игра с метафизическими силами... Цвет, действительно, должен переживаться не только зрительно, но психологически и символически» [68, с. 14].
предыдущий следующий
= К содержанию =


Прежде всего, феноменология восприятия цвета не укладывается в рамки физико-физиологической модели: - релевантная информация:

  1. В философской традиции цвет становился предметом рефлексии в связи с общими мировоззренческими размышлениями онтологического, гносеологического и эстетического характера.
    прежде всего, интересует энергетическая природа цвета (И, Ньютон, Б. А. Шашлов, В. Шредингер), физиологию - закономерности процесса возникновения цветовых ощущений (Г. Гельмгольц, Р. Фейнман, П. Линдсей, Д. Норманн и др.), психофизиологию - проблема закономерностей восприятия цвета (Д. Гилберт, В. Д. Глезер, В. Демидов, Е. П. Кожевников, П. Колере, Л. Сивик и др.), биологию - значение и роль
  2. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    прежде всего, с сенсорным кодом, который связывает чувственные реакции на цвет, сопутствующие коммуникативному процессу, с определенной информацией, которая является культурно и физиологически обусловленной. Информация, которую содержит цвет для данного зрителя, обусловленная культурными традициями, находит свое более явное отражение в цветовой символике различных культур, которая будет
  3. 2.2.3. Цвет в теории супрематизма К.Малевича.
    всего, Малевича интересовало взаимодействие цвета и формы. Так, обсуждая произведения Репина, Малевич приходит к выводу, что сюжет его картин убивает краску. Реалистичная картина, выполненная в черно-белой цветовой гамме, будет производить практически тот же эмоциональный эффект на зрителя, что и цветная. Доминирование повествования в живописи, практически полностью захватывает внимание зрителя,
  4. Заключение к первой главе.
    прежде всего, как физиологическое ощущение W' - позиция, характерная для многих мыслителей XVII века, а также для Дарвина, Валери и других. Также, при рассмотрении процесса зрительного восприятия исходя из концепций психологов, начинает выступать эмоциональный аспект. При этом, применительно к сфере искусства, в концепциях зрительного восприятия вообще и восприятия цвета, в частности,
  5. 1.2. Краткий обзор физической теории света и цвета .
    всего видит зеленый цвет. К,. Рис.5. Вид графика кривой относительной спектральной световой эффективности К^. 131 Согласно графику кривой относительной спектральной световой эффективности К*, (рис.5), синий и фиолетовый цвета лучше видны глазу, чем красный цвет. Таким образом, можно предположить, что при одинаковых характеристиках, то есть, например, одинаковой насыщенности, яркости цвета,
  6. Следующий аспект гуманитарной онтологии цвета - это смысловое наполнение феномена цвета,
    прежде всего по природному принципу цветового взаимодействия» [129, с. 35]. В силу содержательно-смысловой наполненности феномена цвета в методологических основаниях гуманитарной парадигмы лежит метод интерпретации (от лат. interpretatio -разъяснение, (ис)толкование) - как смыслополагающая (наделение цветовых перцептов значениями) и 53 смыслосчитывающая (установление,
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    феноменология. Введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с. Гуссерль, Э. Логические исследования. Введение / Э. Гуссерль // Логос. -№ 9.-М., 1997.-Т. 2. 57. 126 Даниэль, С. М. Библейские сюжеты / С. М. Даниэль. - СПб.: Художник России, 1994.-216 с. Даниэль, С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и
  8. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    прежде всего в том, что с ним | человек взаимодействует, как с реально существующим, а не просто мыслимым. В современных романских языках, восходящих к латыни, например, в английском, понятие virtual двусмысленно по своему содержанию. Анализируя определения, данные в словарях современного английского языка1, можно указать на две основные противоречивые системы значений слова «виртуальный»: 1)
  9. 1.6. «Учение о цвете» Гете.
    всего может быть созерцаемо и понято. В своем учении, Гете рассматривает цвета в трех аспектах: физиологические цвета, которые принадлежат глазу и основаны на его действии и противодействии; физические цвета, которые обнаружены в бесцветных средах или с Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 553 с. 2 См. там же: с.263. См. там же: с.269. См. там же: с.270.
  10. 2.3. Исследования в области формирования цветообозначения и цветовой семантики.
    всего два признака для цветоразличения: яркость и влажность, то есть высохший цвет или влажный, встречающийся у свежих, сочных растений. В Африке могут говорить о цвете нежном, или цвете грубом, о цвете глухом или звонком, цвете веселом или цвете грустном. У некоторых племен богатая лексика коричневых оттенков неодинакова для мужчин и для женщин3. 4 Исследование французского и русского