Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Проблемы восприятия произведения искусства

давно занимают художников, философов, психологов. Опыты такого исследования проводились в эпоху античности древними философами, в частности, Платоном1, который изучал как процесс восприятия цвета, так и значение для зрителя произведений изобразительного искусства в целом.
Платон.
Федон, Пир, Федр, Пармеыид. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528с.
Аристотелем проведена связь между удовольствием, возникающем при зрительном восприятии, и деятельностью, в том числе, «деятельностью чувства»2. При восприятии прекрасного сначала возникает неосмысленный порыв чувств, а потом уже разум, соглашаясь с ним, помогает совершать прекрасные дела. В эпоху Средневековья свет приобрел особое сакральное значение, как один из немногих путей, с помощью которого человек может узреть Бога3 . Цвет и свет получили особый символический смысл, и их использование в произведениях искусства регламентировалось церковными канонами. Восприятие цвета становиться процессом восприятия конкретной религиозной информации. Однако, уже Фома Аквинский признает, что созерцание света не дает возможность непосредственно «узреть» Бога, а служит лишь вспомогательным средством, совершенствующим ум для познания Бога4. Художники Возрождения открывают для себя «прекрасное как таковое»5, эмоциональную силу красок и форм вне религиозного контекста. Это дает ' возможность выразить в произведении изобразительного искусства, в том числе и с помощью красок, интеллектуальное, высоко моральное содержание создателя произведения искусства, как идею человека — творца, превосходящего своим искусством саму природу, а, значит, равного Богу5.
В XVII веке в философских концепциях многих мыслителей
возрастает роль чувственного восприятия. Так, согласно Бэкону,
_
Аристотель. Этика. - М.: Изд-во ACT, 2002. — 492 с.
з Августин Блаженный. Творения. — СПб.: Алетейя, 1998. - 742 с.
4
Фома Аквинский. Сумма теологии. — М.: Элькор - МК, 2002. — ч.1,559 с.
Фейербах Л. История философии. Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Мысль, 1976.-т.3,544с.-с.73.
Леонардо да Винчи. Суждения: - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. -416 с, Дюрер. Трактаты. Дневники. Письма. - СПб.: Азбука, 2000. - 662 с.
ощущения служат как бы «воротами интеллекта»1, исходя из концепции Гоббса человеческие мысли напрямую связаны с ощущениями и являются результатом обратного давления, порожденного давлением объекта на части нашего тела . Декарт изучал восприятие цветов в контексте общей работы глаз, нервов и мозга . Согласно «Опытам о человеческом разумении» Локка, восприятие цвета заключает в себе черты, присущие двум типам познания - демонстративному и интуитивному, причем последнее, является наиболее достоверным . При зрительном восприятии вообще, и восприятии цвета, в частности, может возникать целый комплекс ощущений, составленный не только из зрительных, но и осязательных и других ощущений - такова концепция Беркли5.
Согласно Юму, чувственные впечатления являются наиболее сильными и являются причиной активной деятельности человека6. Произведения изобразительного искусства воспринимаются не только зрительно, но и неким «шестым чувством», а при восприятии цвета, то есть колорита произведения, согласно Дюбо, имеют значение особенности эмоционального и физиологического состояния зрителя7.
Исходя из «Критики" способности суждения» Канта, процесс восприятия цвета может быть представлен двумя способами : как
Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. — М.: Мысль, 1971. - т.1,590 с, т.2,582 с. 2 Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. -478с.
Descartes. (Euvres philosophiques. - Paris : Classiques GARNIER, 1997. - 856p.
Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. — М.: Мысль,1985. — т.2,560 с.
Беркли Дж. Сочинения. - М.: Мысль, 1972. - 554 с.
Юм Д. О человеческой природе. - СПб.: Азбука, 2004. - 320с.
Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. - М.:Искусство,1976. 766с.
о
Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. - М.:Чоро,1994. - т.5,414с.
8
объективное ощущение, воспринимаемое органами чувств и как эстетический акт, вызывающий субъективное ощущение, при котором возбуждается склонность к объекту, лишенная всякой заинтересованности.
Согласно «Учению о цвете» Гете, восприятие цвета это процесс, характерной чертой которого, вопреки Канту, является его целостность, поскольку через восприятие чувству зрения открывается вся природа в своем единстве1.
Глаз и цвет имеют некое сродство, и воспринимая цвет глаз сам находит ему оппозицию, и наслаждение возникает от обретаемой в результате этого процесса целостности.
Исходя из «Эстетики» Гегеля, задачей искусства является выражение всеобъемлющих истин духа, и в процессе зрительного восприятия произведений искусства происходит единение чувственного, представляющего объект в форме, с чистой мыслью, и обретение единства с абсолютом . Шопенгауэр в книге «Мир как воля и как представление» провозглашает тезис: « Мир есть мое представление»3, определяя все сущее как объект созерцания по отношению к субъекту — зрителю. Шопенгауэру принадлежит отдельное исследование восприятия цвета, согласно которому цвет в глазу возникает в результате возбужденной нервной деятельности сетчатой оболочки .
предыдущий следующий
= К содержанию =


Проблемы восприятия произведения искусства - релевантная информация:

  1. СОДЕРЖАНИЕ.
    проблема. 16 § 1. Обзор основных философских концепций. 17 Античность. Чувственное восприятие как явление, гармоничное законам природы. 18 Свет и цвет как духовные сущности в эпоху Средневековья. 29 Возрождение. Цвет в изобразительных искусствах отражает интеллектуальное и духовное наполнение художника. 33 Чувственное восприятие в концепциях XVII века. 35 1.5. Восприятие цвета и система Канта. 48
  2. Научная новизна исследования
    проблеме восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства, с учетом цветовой символики различных культур. Также в исследовании проводится анализ цветообозначений в разных языках, цветовых предпочтений и физиологической реакции на цвет в контексте проблемы восприятия цвета вообще, и в произведениях изобразительного искусства, в частности. Источниками исследования являются теоретические
  3. Проблема восприятия искусства в XIX веке
    восприятия цвета представляли этот акт как «вчувствование», то есть внесение своих чувств в объект восприятия, как воспоминание, как вызов из памяти прежних таких же ощущений и сопоставление с данными, как эффект бесконечного продления ощущения, в виде нескончаемого
  4. Согласно концепции Бергсона восприятие цвета рассматривается как чистое интуитивное восприятие,
    проблеме восприятия цвета вообще и в произведениях изобразительного искусства, в частности, предполагает полную изоляцию от материальности краски и концентрация зрителя на ирреальном пространстве образов, порожденных произведением искусства . В начале XX века наибольшее развитие получил психологический аспект анализа произведений искусства , согласно которому, на процесс творчества и на
  5. Проблема перцепции цвета интересовала и создателей произведений искусства.
    восприятие цвета вообще, и в произведениях изобразительного искусства, в частности, оказывает свое влияние сформировавшаяся на протяжении веков в различных культурах, цветовая символика. Наряду с этим, процесс восприятия цвета может рассматриваться не только с позиции философии и эстетики, но и с естественнонаучной точки зрения, согласно которой, процесс восприятия цвета предстает как акт
  6. При исследовании восприятия цвета может оказаться полезным анализ формирования цветообозначений и цветовой семантики,
    проблеме восприятия отражает неослабевающий интерес к этой теме на протяжении всей истории человеческой мысли. Существует множество концепций зрительного восприятия, несколько основных теорий восприятия цвета, однако вопрос восприятия цвета в произведениях изобразительного искусства остается Серов Н.В. Светоцветовая терапия. - СПб.: Речь, 2001. — 256 с. недостаточно разработанным. Конкретной
  7. В середине XVIII века проблемы восприятия активно заинтересовывают немецких мыслителей2.
    восприятия: низшее, где живут сумбурные, не поддающиеся анализу, образы, и высшее, в котором есть способность четкого и конкретного мышления, то есть область философии и науки. По концепции Зульцера, один объект может восприниматься также двумя способами, но несколько отличными от типов восприятия у Баумгартена. У Зульцера, объект рождает одно ощущение, акцентирующееся на деталях, и другое, в
  8. 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
    проблемы чувственного восприятия вообще и восприятия цвета, в частности, выявляет Мерло-Понти, который также Гартман Н. Эстетика. - с. 71. См. там же: с.79. См. там же: с. 125. См. там же: с. 132. 71 использовал феноменологический подход . Согласно его концепции, чувственное не может быть определено ни чисто физиологически, как непосредственный результат воздействия внешнего стимула, ни чисто
  9. 1.13. Психологический подход к проблеме восприятия.
    восприятия цвета». Выготский, исследуя эстетическую реакцию человека на произведение искусства, разделял ее на три сферы: восприятие, чувство, Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — с.270. Фрейд 3. Леонардо да Винчи: Воспоминание детства. — М.:Рудомино, 1991. - 64с 74 воображение и фантазия1. Под восприятием он понимал собственно ощущение, изолируя его от деятельности сознания, которая
  10. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    проблемы киноэстетики. — Татлин: Эсти Раамат, 1973. — 122 с. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.-432с. 80 Произведение искусства как эстетическое сообщение имеет несколько характерных особенностей, которые выделил У.Эко. В первую очередь, это авторефлексивность, то есть такое построение, при котором сообщение оказывается неоднозначным,