Содержание пункта источника
|
Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005 |
Рассмотрение восприятия художественного произведения вообще, и цвета в нем в частности , не может обойтись без знакомства с данными истории и культуры. |
Такой подход считали справедливым многие мыслители, и будет достаточным привести мнение Гегеля о том, что чувство красоты, рожденное произведением искусства, имеет характер не только непосредственного чувства зрителя, но и черты, образованные культурой, сформировавшей его вкус1. Обратившись к цветовой символике различных культур, можно увидеть, что цвета у разных народов имеют разное, подчас противоречивое, значение2. При исследовании цветов, которые имели символическое значение, чаше всего рассматривают шесть основных: красный, черный, белый, желтый, синий и зеленый. В культуре индейцев майя, ацтеков и инков Гегель Эстетика в 4-х томах. - т.1, с. 40. 2 Копалинский В. Словарь символов. - Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. -267 с. 112
цветами символизировались стороны света: красный цвет олицетворял Восток, страну Солнца, голубой и белый - Север, страну Холода, черный цвет символизировал Запад, страну Теней, а желтый или белый - Юг. В ?}; Японии1 черный и фиолетовый олицетворяли Север — основу, первопричину, голубой и зеленый — Восток, символизировавший жизнь и творение. Красный в Японии олицетворял Юг, гармонию, белый - Запад, продвижение вперед, а желтый символизировал Центр, Создателя и единство. Конфуцианство связывает зеленый цвет с гуманностью, белый — с самопожертвованием, истиной и долгом, желтый является цветом китайского императора, священен и обозначает женственность земли. Ш Пурпур в конфуцианстве был символом добродетели. Фиолетовый цвет в Китае был символом смерти. Древнекитайское искусство создания обстановки - фэн-шуй3, использует символ гармонии — восьмиугольник ба-гуа, каждая из частей которого соотноситься с одним из аспектов нашей жизни (рис.3). Части имеют строгое расположение, которое символизируется определенным цветом. Так, северо-западное направление — пурпурное и обозначает силу и процветание, северное — красное, зеленым цветом и символизирует wy паузу, восточное - оранжевое имеет значение прогресса и начинаний. Далее, юго - восточное направление изображается белым и означает развитие, желтое южное символизирует величие, а черное юго-западное — подготовку и послушание. Запад на восьмиугольнике изображается синим цветом имеет значение радости. Жюльен Н. Словарь символов. - Челябинск: Урал ЛТД, 1999. - 453 с. 2 Серов Н.В. Светоцветовая терапия. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с. Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. - Paris, Christine Bonneton, 1999 . -255p Вебстер Р. Фэн-шуй для любви и семьи. — СПб.: Тимошка, 1999. — 160 с. 113
Рис.3. Цветовое соответствие в восьмиугольнике ба-гуа. Семь цветов в древнем Вавилоне1 соответствовали семи небесным телам: желтый цвет соответствовал Солнцу, белый - Луне, зеленый -Меркурию, желтый - Венере, красный - Марсу, черный - Сатурну, оранжевый или пурпурный - Юпитеру. Каждая из святых башен Вавилона была окрашена в соответствующий цвет и символизировала небесное тело. Как видно, объекты или явления, имеющие не только большое, но и равное между собой, значение в жизни людей приобретали символ цвета. Существует мнение , что основные цвета, занимающие исключительное место в традиционной символике, в древности имели одинаково важное значение у всех народов. Таким образом, каждый из основных цветов воспринимается изолированно как значительный и способный передать Копалинский В. Словарь символов. - Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. - 267 с. 2 Жюльен Н. Словарь символов. - с. 451. 114
высшее в символическом смысле. |
|
|
|
|
= К содержанию =
|
|
|
|
|
Рассмотрение восприятия художественного произведения вообще, и цвета в нем в частности , не может обойтись без знакомства с данными истории и культуры. - релевантная информация: |
- 1.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙРЕАЛЬНОСТИ
рассмотренных выше особенностей виртуальной реальности, признаваемых всеми исследователями, многие отмечают другие свойства. Так, Т.Г.Лешкевич [106, 391] выделяет панорамность, когда любое событие может быть прочитано и с точки зрения собственной интерпретации, и: со многих других, причудливо высвечивающих данное событие точек зрения. Мы бы предпочли назвать это свойство свободой интерпретации, и
- 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности. Одним из основных сущностных признаков системы является иерархия и наличие центра Для того чтобы оценить в этом плане структуру сети Интернет, требуется обратиться к ее истории. В 1968-1969 годы Министерство Обороны США создало сеть ARPAnet, явившуюся предтечей Интернет (ARPA - Advanced Research Projects Agency 107
- §1. Жанровая и типологическая характеристика контент-проектов в Интернете
рассмотрение понятия PR-текста в виртуальном пространстве, этот вывод особенно значим. Согласно последним лингвистическим исследованиям, интертекстуальность свойственна каждому тексту и каждый текст является гипертекстом1. Сами определения интертекстуальности и интертекста указывают на то, что текст неоднороден, нецелостен2. Он функционирует в окружении других текстов, взаимодействует с ними,
- 1.12. Цвет в контексте феноменологии восприятия.
восприятие, понимание и воображение. В восприятии объект дается только с одной стороны, но предполагает умножение точек восприятия, представляя из себя, таким образом, многогранный процесс синтетического единства множества явлений. В противоположность этому, в понимании знание помещается как бы в центре объекта, что дает -у возможность «схватить целиком» идею , исходя из этого, объект образа
- 2.2.1 «Динамическая теория цветов» В. Кандинского .
восприятия произведения искусства, является, на наш взгляд, наиболее важным открытием В.Кандинского, и поэтому результат его работы в * области воздействия цвета можно назвать «динамической теорией цветов». Каждая краска на картине, по мнению художника, вызывает у зрителя сначала чисто физическое ощущение: она либо нравится, либо нет. У людей с не очень высокой душевной восприимчивостью цвет
- Заключение к первой главе.
рассмотрении процесса зрительного восприятия исходя из концепций психологов, начинает выступать эмоциональный аспект. При этом, применительно к сфере искусства, в концепциях зрительного восприятия вообще и восприятия цвета, в частности, возникает множество нюансов, оговорок, общий смысл которых — в трудности категорического разделения трех указанных сфер: абстрактной, w физиологической и
- Художественный образ
восприятие одной высокой духовности как гармонии чувства и мысли, формируя содержания. Это то, что называют застывшей музыкой. Как-то художник процитировал друзьям Пушкина: «У русского царя в чертогах есть палата, она не соболем, не серебром богата.,.», в палате той висели портреты героев Отечественной войны 1812 года. Жаль, что сегодня у нашего народа нет собранных портретов героев новой
- 1.3 Заглавие как опорный элемент текста
рассмотрение основных элементов текста в плане их участия в этих процессах. К таким опорным элементам понимания текста мы, в частности, относим заголовок и ключевые слова. Заголовок художественного произведения, научно-технического текста, газетный заголовок стали предметом лингвистического, психолингвистического и литературоведческого исследований (см., например, [Бойко, 1993; Бойцова, 1992;
- 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
рассмотрена как достаточно жесткая нормативная система. И в ситуации ролевой игры (например, детская игра в «дочки-матери»), и случае нередко противопоставляемой ролевой «игре по правилам» (типа футбола или преферанса) действуют одинаково жесткие требования, отличающиеся лишь тем, что в ролевой игре они в силу своей общеизвестности не фиксируются в специально-объективированной форме. Однако
- Проблемы восприятия произведения искусства
восприятия цвета, так и значение для зрителя произведений изобразительного искусства в целом. Платон. Федон, Пир, Федр, Пармеыид. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 528с. Аристотелем проведена связь между удовольствием, возникающем при зрительном восприятии, и деятельностью, в том числе, «деятельностью чувства»2. При восприятии прекрасного сначала возникает неосмысленный порыв чувств, а потом уже
|
|
|