Искусство в IT-технологиях...

Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства, 2005

Зрение, согласно Дюбо, является тем чувством, которому душа доверяет больше всего в силу прирожденного инстинкта, постоянноБеркли Дж. Сочинения. - с. 143.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Ленинград: Художественная литература, 1940. - 619 с. См.тамже: с. 132.4См. там же: аксиома LIII с.88. подтверждающегося опытом .

Это служит первым основанием того, что живопись имеет большую власть над людьми, чем поэзия. Вторым основанием является то, что знаки, употребляемые живописью, не являются произвольными и предвзятыми.
«Живопись использует естественные знаки, внутренняя энергия которых не зависит от нашего сознания.
Эти знаки черпают свою силу в тех естественных соотношениях, которые сама Природа установила между внешними объектами и нашими органами чувств, чтобы обеспечить наилучшее их функционирование»2 . Таким образом, воспринимая предметы изобразительного искусства, зритель отдается, в первую очередь, свидетельству своего чувства. Именно поэтому, «рассуждение должно склониться перед приговором, который произносит чувство, -судья в данном случае достаточно компетентный»3. У нас есть органы чувств, предназначенные для того, чтобы судить о достоинстве произведений искусства, и когда нужно судить о колорите картины, этим органом является зрение . Наряду с этим, когда необходимо решить насколько произведение искусства способно вызвать наше сострадание или умилить нас, мы прибегаем к свидетельству внутреннего «шестого» чувства, которое не имеет видимых органов и судит об ощущаемом впечатлении.
Люди не в равной степени поддаются очарованию колорита и выразительности. Это происходит, согласно Дюбо, по той причине, что у одних зрение устроено таким образом, что цветовая гармония производит
Дюбо Ж.-Б.
Критические размышления о поэзии и живописи. — М.:Искусство,1976. — 766с.
2
См. там же: с.222
з См. там же: с.432.
См. там же.
на них более сильное впечатление, тогда как другие люди не обладают «столь счастливо организованным» зрением, но у них может быть более чувствительное сердце, которое способно найти в трогательной выразительности картины больше удовольствия, чем в ее цветовой гармонии1. В данном случае, предпочтение зависит от нашего вкуса, а наш вкус зависит от нашей внутренней организации, от теперешних склонностей.
Склонности могут меняться, и это происходит вовсе не от того, что кто-то убедил нас их изменить, а потому, что в нас произошло какое - то физическое изменение . Таким образом, восприятие произведения искусства вообще, и его колорита, в частности, зависит от текущего физиологического и эмоционального состояния зрителя, от его возраста, пережитой душевной драмы и подобных факторов.
предыдущий следующий
= К содержанию =


Зрение, согласно Дюбо, является тем чувством, которому душа доверяет больше всего в силу прирожденного инстинкта, постоянноБеркли Дж. Сочинения. - с. 143.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Ленинград: Художественная литература, 1940. - 619 с. См.тамже: с. 132.4См. там же: аксиома LIII с.88. подтверждающегося опытом . - релевантная информация:

  1. Согласно Платону, существует два вида сущего - зримое и незримое.
    зрение - самое отчетливое из наших чувств2. Однако и оно, как и все чувства, обманчиво3. Солнце, свет — первопричина того, что сияние в нашем глазу сливается с сиянием, которым озарены все предметы. Это олицетворение идеи блага и красоты, истинной сущности предметов, и способности человека ее постичь и созерцание Солнца сродни полному блаженству . Свет слабо поддается изображению, и
  2. 1.15. Язык цвета в произведении изобразительного искусства как средство коммуникации.
    зрение как неразрывно связанное с духовным миром воспринимающей личности. Зрительное восприятие является связующим звеном чувственных и мыслительных процессов в человеке, поскольку в этой сфере их категорически разграничить оказалось практически невозможно. Теории восприятия цвета также можно рассматривать с этих позиций, и в этой области происходит переплетение объективного и субъективного, при
  3. 1.1.1. Этимология понятия «виртуальный» и многообразие его использования в философии и науке
    согласны с предлагаемым М.Эпштейном определением возможных миров как «совокупности возможностей (или возможных существований), которые могут непротиворечиво образовать одно целое, т.е. не исключают 15 возможности друг друга» [208, 30], однако, полагаем, что виртуальная реальность не сводима к понятию мыслимого возможного мира. Виртуальная реальность интересует нас в качестве феномена, который,,
  4. 3.1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИГРЫ
    согласно классификации Р.Кайо [212], выделяются игры соревнования, игры риска (случая), переодевания (маскировки), подражания и экстатические (игры головокружения)). Так например, в случае игр риска, не предполагающих партнера, - пасьянса, паззлов, рулетки, в качестве Другого 81 может выступать Судьба. Интересно, что в античной культуре игра с Судьбой в форме игры в кости считалась выше всех иных
  5. 3.2.2. Виртуальная реальность компьютерных сетей
    согласно уровню иерархии), связь элементов не определена подчинением каждого элемента принципу системы. Сеть - это не система, а виртуальная реальность. Наиболее подходящей для описания ее структуры является метафора ризомы (В.Емелин, И.А.Негодаев). Использование термина «ризома» для анализа Сети обусловлено тем, что в Ш современной философской литературе не имеется альтернативного понятия,,
  6. 1.3.Рекламный текст: проблема восприятия и динамика смыслопорождения
    согласно которому определённая часть информации подаётся на визуальном уровне, другая часть на вербальном уровне, а какая-то часть информации может быть не представлена реципиенту вообще. Текст как продукт сложной мыслительной деятельности человека, неся определённую информацию, может соответственно оказывать влияние на адресата. Данный процесс направляется замыслом, диктующим подбор и
  7. §1. Основные инструменты РR в Интернете
    является то, на что направлена деятельность систем электронной коммерции. Это могут быть товары, услуги, а также информация как отдельный вид товаров и услуг. В условиях электронного рынка инициатором коммуникаций выступает не только продавец, но и покупатель. Так, например, в баннерной рекламе существуют баннеры, предъявляемые каждому посетителю сайта, а также такие баннеры, которые
  8. Согласно Аристотелю, искусство — это процесс созидания, формирования предметов, это движение, вызванное душой и рукой художника, равнозначное движению всей природы2.
    зрение дает нам совершенный вид удовольствия, поскольку обладает целостностью , то есть «беспрепятственно». Для зрительного, как и для любого другого чувственного восприятия, прекрасным и доставляющим наивысшее удовольствие будет то, что рождает совершенную деятельность, «беспрепятственную», благодаря лучшей «устроенности» для данного чувства, в данном случае, для зрения3. Восприятие прекрасного
  9. Положительное значение символизма в изображении выразилось в том, что образ, цвет и другие его элементы стали насыщаться, в первую очередь, глубоким духовным содержанием, а зрительное восприятие приобрело определяющее значение.
    зрение является благороднейшим из наших чувств. В подтверждение этому он приводит тот факт, что глаз менее всего ошибается, поскольку воспринимает информацию по прямым линиям, образующим пирамиду, основание которой - сам объект изучения. Звук же часто доходит до нас отраженным от других предметов и может сильно искажаться. Обоняние человека дает еще более неточную информацию, а осязание и вкус
  10. На различии творений природы и человека основывается концепция Дидро об искусстве3.
    зрение, отказывается с ними работать. Тот, кто страдает «излитием желчи» изобразит природу с желтоватым оттенком, поскольку он ее так видит, художник со слабым зрением окутает предметы на своем изображении дымкой. Исходя из этого, «живописец, не меньше, иль может быть, еще больше, нежели литератор, раскрывает себя в своих творениях»3, делая это, в первую очередь, посредством цвета. Согласно